Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника и подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Целевая группа: школьники 8-11 классов (возраст 15-18 лет).
Цель профориентационной работы в техникуме:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы, Управлением образования, Служба занятости.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в техникуме:
- Формирование у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Расширение представлений о мире профессионального труда;
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
- Групповое и индивидуальное проф.консультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в техникуме:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на сайте техникума в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с Управлением образования, Центром занятости.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления проф.направленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Организация и проведение экскурсий в техникуе, на предприятиях города;
- Встречи с представителями предприятий;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с техникумом, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, техникума, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы проф.информаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Учет потребностей региона:
Мониторинг рынка труда осуществляется во взаимодействии с "Центром занятости населения г.Игарки" и "Центром занятости Туруханского района" в рамках соглашения о сотрудничестве.
На протяжении 5 лет ведется тесная работа с ОАО "РН-Ванкор" по мониторингу рабочих кадров на месторождениях Ванкорского кластера. В рамках выполнения "Комплексной программы по подготовке рабочих кадров для РН-Ванкор" определен перечень рабочих кадров для работы на предприятиях компании ОАО "Роснефть".
Информация о реализации комплексного межведомственного плана мероприятий по популяризации востребованных рабочих и инженерно-технических профессий в Красноярском крае за 2023 год КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум»
№ п/п |
Мероприятия |
Срок реализации |
Результаты |
1 |
Организация для школьников Дней открытых дверей на предприятиях и образовательных организациях профессионального образования края, осуществляющих подготовку по рабочим и инженерным профессиям |
Апрель |
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева, 8 – 10 классы, 90 человек |
2 |
Организация профессиональных проб среди учащихся 9 – х классов общеобразовательной организации по рабочим профессиям |
Февраль - Март |
Машинист технологических насосов и компрессоров – 10 человек Дошкольное образование – 10 человек |
3 |
Проведение родительских собраний профориентационной тематики |
В течение года |
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Игарки» им. В.П.Астафьева, 9 – 11 классы, 116 человек. |
4 |
Осуществление мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций |
Май, Ноябрь Март В течение года |
Ярмарка вакансий – 70 человек |
За консультацией по вопросам профориентации можно обращаться к Старшему мастеру Римавичуте Ирине Александровне.